Геннадий Матюшов родился в 1952 году в селе Игрицкое Комарического района Брянской области. Окончил философский факультет МГУ. Финалист Антибукер-99 в номинации “четвертая проза” с рукописью “Записки распятого на кресте”. В "Нашей улице" Геннадий Матюшов опубликовал следующие произведения: “Вечер в литературном клубе”, рассказ, № 5-2000; “Советы молодому гению”, афоризмы, № 9-2000; “Равнодушие Бога”, рассказ, № 11-2000; “Мыслитель в западне”, эссе, № 3-2001; “Годы отчаяния и надежды”, эссе, № 8-2001.
Геннадий Матюшов
Из Метаморфоз мысли
Каковы возможности художника в третьем тысячелетии?
Может ли он своим творчеством создать эпоху в культуре, как это сделал, например, Гете в свое время?
Увы, такие возможности у художника в третьем тысячелетии не то чтобы ограничены, они фактически отсутствуют. Подобную тенденцию отметил еще в 30-е годы двадцатого столетия испанский мыслитель Хосе Ортега-и-Гасет. Отсутствие выдающихся романов он объяснял отсутствием объективных возможностей для их создания, а не отсутствием гения. Гений в сегодняшних условиях, по его мнению, как дровосек в пустыне, у него нет возможности проявить свой талант, его топор абсолютно бесполезен. Точно также, если гениальный скульптор делает свою скульптуру из песка, то у него нет никакой надежды, что это произведение долго проживет.
Сегодня очень плохое время, чтобы написать хороший роман: из жизни исчезает поэзия, ее язык упрощается и опошляется, стремится слиться с языком “черни” и т.д., т.е. качество материала, из которого творит искусство, ухудшается.
Лев Толстой сказал, что у искусства есть два врага - искусственность и пошлость. Сегодняшнее искусство заключило мир с пошлостью, интегрировало ее в себя. Спрашивается - зачем? Ради чего? Чтобы в культуре царил мир? Терпимость к пошлости становится признаком сегодняшней демократии.
Но пошлость - это моль искусства, наивно было бы полагать, что такое искусство переживет века.
Кто-то из древних сказал, что философия в поэзии - это серебро в колокольном звоне. То же самое можно сказать и о прозе. Философия уже хороша тем, что в ней не может быть пошлости. Очевидно, что вся значительная литература в третьем тысячелетии будет философской и иронически-пессимистической, может быть, религиозной, в том смысле, что любая великая книга неосознанно стремится стать новой религией, ибо Бог - это точка, которой заканчивается всякое глубокое художественное познание.
Но авторам этих замечательных книг не позавидуешь. Уже сегодня всему серьезному и глубокому нужно смириться с популярностью серости и бездарности.
Такова жизнь. Третье тысячелетие не принесет счастья гению и глубокому мыслителю. Горе тем, кто наделен сильным и независимым умом.
“Горе от ума” - так можно назвать этот начинающийся тысячелетний спектакль.
"НАША УЛИЦА", № 3-2001