kuvaldinur (kuvaldinur) wrote,
kuvaldinur
kuvaldinur

Юрий Кувалдин "Обречённых воскресил Александр Клименко" эссе

Юрий Кувалдин

ОБРЕЧЁННЫХ ВОСКРЕШАЕТ АЛЕКСАНДР КЛИМЕНКО

эссе

ОКЕАН ИННОКЕНТИЯ ТАРАБАРЫ

Понтий Пилат в исполнении Порфирия Петровича, которого играет Иннокентий Тарабара, сын Родиона, спрятавшего топор под подкладкой, чтобы мочить социалистический театр. Нужны расколы и разрывы, чтобы небо смотрело в щель чёрного железного занавеса, а в небе плыл глобус, в который можно было поиграть. Метафора в метафоре и скорбный монолог о людях, произросших кустиками среди вырезанных в картонке неба чёрных деревьях, тех деревьев, что я вижу в предсмертных видениях, в которых сама смерть в воздушном подвенечном платье танцует музыку бессмертия на пуантах страсти. Иннокентий Тарабара возвышает чернозём Александра Вампилова до элитарного иносказания Рустама Хамдамова. Океан театра - искусство изображения и пластики - словно создан для оригинального актёра Иннокентия Тарабары, понимающего язык рыб и чаек, купающегося в поэтике сценической живописи, заклинающего: «С миром державным я был лишь ребячески связан».

Артист театра и кино Иннокентий Родионович Тарабара родился 18 марта 1961 года в Челябинске. Окончил ГИТИС.

АД И РАЙ НИКОЛАЯ БАНДУРИНА

С чёрной статью Командора, от Дали иль от Пикассо, словно тень из Эльсинора, направляется к сберкассе. Шёл как будто на эстраду, а попал в чужой «Приют Обреченных» - до упаду смех сквозь слёзы слышен тут. Сзади тенью Рафаэля - балерины откутюр. Похмели меня, Емеля, шелест слышится купюр. Осторожней с добрым делом. Дал сто тысяч - убегай. За такой поступок смелый Ад назначен, а не рай. В круге первом, в круге пятом за Вергилием пойдёшь - станешь вежливо Распятым. Хохот страха. В сердце - нож. Ад иль рай сам себе выбирай! Мнемозина с Мельпоменой с князем Мышкиным поют - им ведь море по колено -  обречённых тут приют. Стало быть, в палате этой с номером, конечно, шесть, занимающей полсвета, за добро схлопочешь месть. Тарабара и Бандурин - телевизор с двух сторон. Тот, мятежный, просит бури. Этот Кафкой покорён. Разрывает душу скрипка - пилит дама за стеной. И покойника улыбка нависает над страной. Ой-ё-ёй, над страной! Был Бандурин куплетистом -  стал трагическим артистом, но трагический артист по натуре - куплетист. Ад иль рай сам себе выбирай!

Драматический артист и при этом куплетист Николай Юрьевич Бандурин родился 11 сентября 1962 года в  Ленинграде. Окончил речевое отделения Музыкального Училища им. Н.А.Римского-Корсакова при Ленинградской Государственной Консерватории.

РОВЕСНИК МОЕЙ КНИГИ «УЛИЦА МАНДЕЛЬШТАМА» ЕВГЕНИЙ ХАБЕНСКИЙ

В конце 1989 года вышла моя книга «Улица Мандельштама». А в сентябре появился на свет высокий денди стройный в модной шляпе Евгений Хабенский. Появился, как и положено, естественным известным образом в роддоме, но сразу вырос - шагнул из 1989 в 2014. Ибо нет у Господа ни времени, ни пространства. Есть Слово. Мандельштам в мажорный контрапункт вампиловским персонажам: «Мелкие чиновники, японцы, Теоретики чужой казны... За прилавком щупает червонцы Человек, - и все они пьяны...» Путешествие от изящного к безобразному. Кто не падал, тот не поднимался. Сценическое движение Евгения Хабенского поэтично и хореографично, изображает ли он интеллигентного влюблённого или падшего провинциального работягу, превращающегося в животное на четырех конечностях. Моменты из жизни животных играть крайне сложно, но куда сложнее добавлять самостоятельную высокую мысль, превращающую это животное в человека. Мне видится, что именно Евгений Хабенский, разыгрывая анекдоты Александра Вмпилова, должен, как герой «Подростка» Достоевского, произносить: «Я - кончивший курс гимназист, а теперь мне  уже  двадцать  первый  год. Фамилия моя Долгорукий, а юридический отец мой -  Макар  Иванов  Долгорукий, бывший дворовый господ Версиловых».

Актёр Евгений Хабенский родился 28 сентября 1989 года в Омске. Окончил факультет культуры и искусств Омского государственного университета им. Ф.М.Достоевского.

КАРНАВАЛЬНЫЙ АНДРЕЙ КОРОВНИЧЕНКО

В противовес вампиловскому пожилому круглому и лысому администратору Калошину из мрака синеватого проёма появляется высокий с переливающимися по краю шляпы компьютерными огоньками высокий молодой человек в чёрном костюме и в немыслимого серебристого цвета туфлях, в исполнении актёра Андрея Коровниченко, с грозным напоминанием: «Товарищи, одиннадцать часов.  Посторонних  прошу  покинуть помещение». Ещё не зная, что этот блюститель порядка выкинет, мы нервически погружаемся в состояние тревоги. Простые мужики любят обряжаться в черные костюмы, которые на них сидят как на истуканах, но им самим кажется, что они в этом наряде при галстуке встают вровень с членами политбюро, не догадываясь о врождённом истуканстве этих членов. И вот все маски сорваны, убогость сброшена - пред нами серебристый ихтиандр с розовым имплантантом детородного органа. Запишите меня в сумасшедшие! Расскажите другой анекдот. Андрей Коровниченко - актёр широкого диапазона, я вижу в нём полнейшую свободу пластики, игру воображенья и перевоплощенья, и текст даносит так, как щёлкают орехи. Актёр есть инструмент великой режиссуры. Андрею Коровниченко подвластна феллиниевская карнавализация волнующегося тела, загипнотизированного магическим словом «метранпаж».

Актёр Андрей Владимирович Коровниченко родился 7 сентября 1971 года в Красноярске. Окончил актерское отделение Красноярского института искусств.

О, ДЕВА СТРАСТИ ЮЛИЯ ХАБРАХМАНОВА

Это даже не веревка, а какой-то морской канат с петлей, который примеряет на изящную шейку молоденькая красавица в плащике. Начало многозначительное. Но ведь в доме повешенного не говорят о веревке. Юлия Хабрахманова всё делает экспромтом, действует очень спонтанно, действует без всяких намерений. Так и кажется, что вбежала на сцену с улицы, перепутав адрес. Из первых рук я вижу роль с наплывом снов рецептуальных. Вот брезжит свет, и сцена вся полна намёков, затем плащ сброшен, юная краса, чуть бледная, худая, вся белая, контрастирует с чернотой распущенных волос, стекающих по девичьим плечам. Во всей утончённой пластике движений Юлии Хабрахмановой, в её миниатюрной фигурке есть прелесть элегантной балерины, подобная цветку, тянущемуся к свету на тонком стебле, и тут же преображающемуся в маленькую сексуальную хищницу. О, дева страсти, пощади! Невольно вспомнишь Стефана Малларме: «Но горе! В сумерки, в воде твоей глубокой постигла я тщету своей нагой мечты...» А каблучок под ней - все десять сантиметров.

Актриса Юлия Альбертовна Хабрахманова родилась 7 августа 1988 года в Москве. Окончила ГИТИС.

СТРАСТНАЯ МИЛАНА ШАХОВА

Изобразите стерву мне? Пожалуйста! Милана Шахова в облаке прозрачной пленки влетает на метле. Аллюзии трагических событий. Командировочные видят в ней судьбу, как Мефистофель,   обрывая пренья архангелов, глаголет, что он даёт лишь «...беспросветный мрак, и человеку бедному так худо, что даже я щажу его покуда», - так худо персонажам Андрея Коровниченко и Евгения Хабенского, что они готовы продать душу за обретение похмельного зелья. О, русский брат в тревогах о бутылке! Вампилов видит в небе профиль Гёте. И словно превратившись в Маргариту из коммунальной стервы елейно произносит падшим ниц: «Я и не барышня и не мила, дойду без спутников домой, как шла...» На наших глазах Милана Шахова способна превратиться в кого угодно по мановенью режиссёрской воли. Для коридорной Васюты весь мир - подследственные: «Который день пьете? - вопрошает скандально она, прибирая номер, и добавляет: - В честь чего пьете? На что? На какие такие капиталы?» Милана Шахова - актриса сильных страстей.

ЛЕДИ АННА ОСИНОВСКАЯ

Из провинциальной скрипачки по мере развития симфонии спектакля вырастает изысканная леди в широкополой шляпе эпохи Серебряного века.  Анна Осиновская владеет всею гаммою чувств воплощаемых ею персонажей - от реалистических до символических, перетекающих в сюрреалистические. Увидел бы её Вампилов, своим глазам бы не поверил, ведь он такую не писал. Для этих целей есть маэстро Александр Клименко, с повязанной косынкой головою, в обличье монтировщика спектакля. Дело в том, что когда ты видишь настоящую вещь, которая всего захватила тебя, увлекла, как любимая женщина, то переходишь из этой жизни в другую, которая идет в цвете, в картинах, в лицах, в танце. Жизнь является лишь поводом для создания художественного произведения. Возвышение обычного в продвиженье романтичного. Голос эха поэтичного на волнующей волне. Ахматовское сразу возникает: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи…»

Актриса Анна Олеговна Осиновская родилась 7 марта 1989 года в Москве. Окончила актёрский факультет Института Гуманитарного образования.

КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЙ ГЛАЗ АЛЕКСАНДРА КЛИМЕНКО

Для меня совершенно аксиоматичен и не подлежит обсуждению тот факт, что в искусстве превалирует «как» сделано, а не «что». В этом я ещё раз убедился, с превеликим удовольствием посмотрев спектакль выдающегося режиссёра Александра Николаевича Клименко «Приют обречённых» по мотивам «Провинциальных анекдотов» Александра Вампилова. Пьеса здесь есть лишь повод для реализации воображения режиссёра, синтезировавшего живопись, драму, балет, дефиле мод, поэзию и образную философию в духе Ролана Барта. Кинематографическое монтажное мышление Александра Клименко отсылает меня невольно к шедеврам Юрия Петровича Любимова с пуантами в «Горе от ума». Я искренне благодарен талантливому актёру Иннокентию Тарабаре за приглашение на это пиршество свободного искусства. Художественный спектакль - это не бытовые сценки улицы, и не декламируемые поставленными голосами актёров афоризмы, а высшая изобразительная реальность того не бывшего в реальной жизни образного ряда, который возвышается до эстетического чувства и в сценической компоновке художника становится более реальным, чем сама «правда» жизни. Умение балансировать на грани низкого и высшего - отличает мастера режиссуры Александра Клименко от «наборщиков готового смысла» (Мандельштам).

Режиссёр Александр Николаевич Клименко родился в 1958 году в Петропавловске. Окончил Пермское хореографическое училище (1976), художественный факультет Ташкентского института искусств (1981), режиссерский факультет ГИТИСа (1987).

На афише: Андрей Коровниченко, Николай Бандурин, Иннокентий Тарабара, Евгений Хабенский, Анна Осиновская, Милана Шахова, Юлия Хабрахманова.

На снимке (слева направо): Милана Шахова, Анна Осиновская, Евгений Хабенский, Николай Бандурин, Андрей Коровниченко, Юлия Хабрахманова, Иннокентий Тарабара.

"Наша улица” №175 (6) июнь 2014

Subscribe

  • Перечитывая Ю. Кувалдина

    Перечитывая Ю. Кувалдина Эссе в память писателя Александр Балтин 1 Страшно, Заратустра, страшно……Беляев, низвергнутый в трансцендентный вариант…

  • Юрию Кувалдину – с любовью

    Юрию Кувалдину – с любовью Юрий Кувалдин говорил: «По сути каждого человека следовало бы прочесть, потому что каждый человек состоит из букв,…

  • ОБЛАКО

    Говорить о том, что человек не может забыть своё прошлое, значит, говорить о памяти. Уж этот инструмент устроен так, что не может усилием воли быть…

Comments for this post were disabled by the author