Поэт Серебряного века Александр Тиняков (Одинокий) разрывал оковы морали, и где-то даже сказал, что поэт выше нравственности. Густые тени безбоязненно он кладет на приглаженную картину жизни. Обыватель у него - червяк, пьяный от экстаза жизни. Но через этот образ поэт достигает невероятного просветления. Прочитайте его строки, написанные в 1910 году:
Все в жизни суета, и все желанья тленны,
Навеки мы в цепях, и безнадежен бунт!
Цветы любви, страстей и радостей мгновенны,
Уносит их поток мелькающих секунд.
Природа нам чужда; у ней иные судьбы:
Неведом нам экстаз, которым пьян червяк...
О, если б умереть, о, если утонуть бы
В твоей пучине, Смерть, в тебе, могильный мрак!
Но жизни не любя, мы в Смерть давно не верим,
И, не желая жить, не можем Смерти ждать...
Увы! давно ко всем привыкшие потерям, -
Мы только веру в жизнь не можем потерять!
Ницше время от времени клеймил показную нравственность. Вот так, к примеру: «Должно быть, некий дьявол изобрел мораль, чтобы замучить людей гордостью: а другой дьявол лишит их однажды ее, чтобы замучить их самопрезрением». И представил себя Александр Тиняков плевочком в сточной канавке:
Любо мне, плевку-плевочку,
По канавке грязной мчаться,
То к окурку, то к пушинке
Скользким боком прижиматься.
Пусть с печалью или с гневом
Человеком был я плюнут,
Небо ясно, ветры свежи,
Ветры радость в меня вдунут.
В голубом речном просторе
С волей жажду я обняться,
А пока мне любо - быстро
По канавке грязной мчаться.
Балансирование на грани морального и аморального, трезвого и пьяного, сладострастия и монашества. Свет и тень. И даже Есенин со всеми своими «запрещёнными» стихами бледнеет в сравнении с этим поэтом (на мой взгляд, раскрутка в своё время Есенина есть одна из причин замалчивания Тинякова).
Юрий КУВАЛДИН