Лариса Косарева, драматическое сопрано
Писатель Юрий Кувалдин постоянно беседует с известными, талантливыми людьми. На сей раз его беседа состоялась с классической певицей Ларисой Косаревой, драматическое сопрано, артисткой камерного вокально-хорового коллектива "Синтез-Капелла" Российского Государственного музыкального центра Телевидения и радиовещания, дипломанткой международного фестиваля "Таланты объединяют мир", обладательницей награды общества Серафима Саровского.
- Помимо великолепного певческого, вы обладаете несомненным талантом драматической актрисы, это то, что я в вас, Лариса Евгеньевна, сразу заметил. Вы очень актерски верно себя держите на сцене. Естественно. У вас прекрасный жест, выразительный, не многочисленный, нет размахивания руками, а смысловое подчеркивание идет очень интенсивно и по делу, как восклицательный знак. Вы тоже актерскому мастерству каким-то образом обучались?
- Нет, Юрий Александрович, актерского мастерства у нас не было. Я сама пришла к этому. Может быть, у меня, в самом деле, врожденный талант драматической актрисы, которая еще и поет. Многое я черпаю из вокального наследия Зары Долухановой… Любопытно то, что, насколько я помню, профессиональное становление Зары Долухановой, рост ее мастерства были связаны не с учебным заведением. Не окончив музыкального техникума, она уехала в Ереван с композитором Александром Долуханяном, красивым, молодым, любовь и замужество резко изменили привычный жизненный ритм аккуратной студентки. Долуханян взял на себя роль педагога-вокалиста и убедил жену в предпочтительности семейного варианта "консерватории", тем более что он был человек достаточно компетентный в вокально-технологических вопросах, умевший заниматься с певцами, да к тому же музыкант крупного масштаба, всегда убежденный в своей правоте... Образцом для подражания для меня служат и другие певицы, знаменитые, такие как Галина Вишневская, Елена Образцова… Не так давно я была на ее концерте в консерватории. Когда я шла на концерт, я думала, стерся у нее тембр или не стерся? Потому что она его как бы не показывала в полной силе, как мы привыкли слышать на ее концертах. Тембр у нее сохранился, много мяса осталось в ее голосе. Она научилась петь на пьяно, что певцам тяжело дается. Певцы обычно не умеют петь на пьяно. И высший показатель мастерства Елены Образцовой - то, что она умеет петь на пьяно. Вот когда я ушла с концерта, то как певица я себе сказала: я буду петь на пьяно, как Образцова. Потому что, когда выстраиваешь башню своего творчества, непременно ты равняешься на великие образцы. Например, на Чичелию Бартоли, певицу с камерным голосом, но необыкновенно артистичную. И какой у нее голос, сопрано или меццо, трудно сказать, потому что он у нее просто большой, в рамки она не вписывается. Я как-то слышала в записи ее вещи, которые записаны для меццо-сопрано, она поет абсолютно как меццо, и вдруг тут же идут виртуозные сопрановые, где необыкновенные верхушки, лирико-колоратурное сопрано. И на меня выходят те люди, которым интересно мое творчество, которым я могу что-то дать, и они мне что-то дают. Это естественный процесс развития... Главное - работать самой, ежедневно петь у рояля. Я люблю высокую поэзию, я преклоняюсь перед Мариной Цветаевой… Видимо, поэтому я, прежде всего, отталкиваюсь от текста. Почему я вышла на такие великолепные тексты, на такие произведения? Это нужно обладать хорошим вкусом. Я постоянно воспитываю свой вкус. Вот откуда. Ну я понимаю, Рада Полищук - великолепный писатель, пишет стихи, и романсы на ее стихотворный цикл великолепные получились. Основное свойство поэзии Рады Полищук - непрекращающийся поток сознания, обрушивающийся на читателя. Это поток сознания поэта… Все человечество, грубо говоря, делится на две очень не равные половины, на актеров и зрителей. Актеров - один процент, зрителей - девяносто девять и девять десятых процента. Такая жизнь большинства для Рады Полищук изменилась в 1982 году, потому что умерла ее мама, и Рада вдруг стала кое-что записывать в школьную тетрадь в клеточку, а когда писала, то слышала мамин голос: "Я всегда буду с тобой, даже когда меня не будет..." Так на Раду Полищук буквально обрушились стихи, - она писала и писала, не отрывая руки от листа бумаги, дома, на кухне, по ночам... Как вот получилось с Радой, так же, я считаю, блестяще, со множеством ассоциаций с современностью получилось с Цветаевой… Не говоря уже о превосходных старинных романсах, об этих произведениях наших классиков. Вот это меня интересует... А что первично? Яйцо или курица? Я сама никак не пойму...
(Полностью беседа будет опубликована в книге Юрия Кувалдина "КУВАЛДИН БЕСЕДУЕТ" осенью 2008 года.)
Юрий КУВАЛДИН
http://www.kuvaldin.ru/larisa-kosareva.html
http://www.kuvaldin.ru/rezept-prezent.html