У Мартина Хайдеггера есть чудесный этюд «О тайне башни со звоном», написанный в 1956 году. В чем же тайна? А в том, что среди мальчишек, которым доверялось звонить в колокола по праздникам был и сам маленький Мартин. Они собирались засветло в доме пономаря, их сытно кормили, а потом они все шли в башню. Мартину было интересно еще до звона раскачивать большие колокола. И нужно было делать так, чтобы каждый колокол вступал в свой черед, звучал сразу твёрдо и ясно. Вот финал этого чудесного эскиза знаменитого философа:
«Таинственный лад, соединявший и сопрягавший в целое последовательность церковных праздников, вигилий (всенощные бдения), времен года, утренних, дневных и вечерних часов каждого дня, так что единый звон проникал и пронизывал юные сердца, сны и мечты, молитвы и игры - он, этот лад, видимо, и скрывает в себе одну из самых чарующих, самых целительных и неисповедимых тайн башни со звоном, он скрывает в себе тайну затем, чтобы в непрестанной смене и с извечной неповторимостью раздаривать ее вплоть до самого последнего погребального звона, призывающего в укромные недра Бытия».
В этом этюде Хайдеггер через слова, их расстановку добивается эффекта звона колоколов, такого звона, который я слышу, воспроизводя текст про себя, шевеля губами. Это еще раз мне говорит о том, что всегда в начале любого события, явления, положения вещей стоит слово. Беда многих людей заключается в том, что они через слово сразу попадают на предмет, не замечая самого слова. Это подобно тому, как люди не замечают воздуха. А лиши человека воздуха, он тут же испустит дух. Так и без слова всё вокруг, и даже около, перестаёт существовать. Вы слышите, звучат колокола!
Юрий КУВАЛДИН