«Летучий Голландец», «Тангейзер» и «Лоэнгрин»... На вершинах классического музыкального духа, блистающего немецкими именами, самую высшую точку, пик, занимает Рихард Вагнер. Он как бы объявил войну струнным инструментам, приглушив их, задвинув на задний план, хотя и им давал возможность показать себя в некоем миноре, в глади слегка волнующегося моря. Вагнер смело расширил изобразительную палитру оркестра, звучность которого отличается тембровым разнообразием и бархатной мягкостью, даже в самых оглушительных fortissimo. Оркестр в музыкальных драмах Вагнера намного превосходит состав обычного в то время оперного оркестра, особенно за счет увеличения медной духовой группы. Наибольший состав оркестра был у него в «Кольце нибелунга», что соответствует грандиозному замыслу тетралогии. Здесь он вводит квартет специально сконструированных туб (получивших название «вагнеровских туб»), басовую трубу, контрабасовый тромбон, восемь валторн. Каждая из групп этого огромного «трубного» оркестра составляет как бы самостоятельный, внутренний «оркестр в оркестре». Мне кажется, что весь монументальный, парадный, одический Дмитрий Шостакович целиком и полностью вышел из Рихарда Вагнера.
Юрий КУВАЛДИН