kuvaldinur (kuvaldinur) wrote,
kuvaldinur
kuvaldinur

Categories:

О РАССКАЗЕ ЮРИЯ КУВАЛДИНА "ВОСЕМЬ БЕЗ ПОЛОВИНЫ" В 154-М НОМЕРЕ "НАШЕЙ УЛИЦЫ"

Оригинал взят у ninakrasnova в О РАССКАЗЕ ЮРИЯ КУВАЛДИНА "ВОСЕМЬ БЕЗ ПОЛОВИНЫ" В 154-М НОМЕРЕ "НАШЕЙ УЛИЦЫ"
01.09.2012, 23:45

О РАССКАЗЕ ЮРИЯ КУВАЛДИНА "ВОСЕМЬ БЕЗ ПОЛОВИНЫ" В 154-М НОМЕРЕ "НАШЕЙ УЛИЦЫ"

И какой же номер журнала "Наша улица" Юрия Кувалдина может обойтись без краеугольной прозы самого Юрия Кувалдина? Без этой прозы журнал - не журнал, и "Наша улица" - не "Наша улица".
Не обошёлся без прозы Юрия Кувалдина и новый - 9-й номер 2012 года, то есть 154-й со дня сотворения "Нашей улицы", с 1999 года. На этот раз Юрий Кувалдин предложил своим читателям свой рассказ "Восемь без половины", название которого является альтернативой названию фильма Федерико Феллини "Восемь с половиной"... "Только песня (то есть рассказ этот) совсем не о том", не о фильме "Восемь с половиной", при том, что и о нём тоже там идёт речь, потому что герои рассказа смотрят его, через плеер, по телевизору, и Анук Эме превращается на экране в свою двойницу, артистку Евгению Уралову из "Июльского дождя" Марлена Хуциева, а Марчелло Мастрояни - в своего двойника, артиста Алексея Белявского.

Герои рассказа - доцент кафедры начертательной геометрии Морозов и его жена Светлана - живут в браке восемь (без половины) лет и мечтают завести ребёнка, но у них это почему-то не получается, то ли потому, что Морозов бесплоден, да ещё и курит, а время от времени и пьёт "спиртное", то ли потому, что Светлана бесплодна, и, кстати сказать, тоже курит, и они оба восемь лет переживают о том, что у них нет детей, и только и говорят об этом и только и спрашивают друг у друга: "будем-или-не-будем заводить детей?" - и активно занимаются сексом в семейной постели и в конце концов... они взяли из детдома и удочерили, оформили на себя "синеглазую, русоволосую девочку (полутора лет), которая стала Настей Морозовой". И таким образом решили серьёзную проблему, которая в наше время актуальна не только для этой семейной пары.

Но сюжет рассказа сам по себе ни о чём не говорит. Обо всём, что хочет сказать писатель, говорят за него не сюжеты его сочинений (сюжетов во всей мировой литературе, по какой-то статистике, всего-то 26 или 36), а тексты. А тексты Юрия Кувалдина вбирают в себя много чего и говорят много о чём. И в строках, и между строк. И текст рассказа "Восемь без половины" тоже говорит много чего и много о чём. А главное - о том, что Юрий Кувалдин - Мастер прозы Большого Стиля, писатель неисссякаемой творческой силы и фантазии, и создатель своей собственной творческой системы, похожей на которую нет ни у кого.

Морозов время от времени спрашивает у себя: а почему я - доцент кафедры начертальной геометрии, а не художник, или не актер, как Марчелло Мастрояни, или не режиссер, как Федерико Феллини?
Что касается Юрия Кувалдина, то он в своей прозе - и художник (художник Слова, со своим зрением!), и декоратор, и визажист, и гримёр, и костюмер, и осветитель; он и режиссёр, который снимает фильм и знает, кого из героев и как снимать, а кроме того он и оператор (и когда-то работал на Шаболовке оператором); и он, кстати сказать, в своей прозе и актёр и даже заменяет собой целую труппу и один играет на страницах своего рассказа все роли всех своих героев и умеет показать каждого и с внешней, и с внутренней стороны, и умеет показать фон, на котором развивается весь "фильм-спектакль", и умеет ввернуть в текст - в авторскую речь или в чью-то прямую речь - нечто этакое, какую-то полезную для читателей информацию, причём даже самая неудобоваримая научная информация у него несёт функцию художественности, иногда с иронической окраской. Например, в устах Морозова.
"Морозов с видом умудренного опытом преподавателя говорил (на лекциях в институте, своим первокурсникам):
- Начертательная геометрия - наука, рассматривающая трехмерные объекты путем их проекции на 3 взаимно перпендикулярные плоскости...
И теперь смотрел на жену, как на трехмерный объект".

У Юрия Кувалдина - глаз-ватерпас и потрясающая наблюдательность. Через образ Светланы он показывает и доводит до абсурда такую особенность у некоторых женщин, как боязнь пустого пространства. Юрий Кувалдин показывает эту особенность через интерьер квартиры, в которой Светлана живёт со своим мужем и которую она захламляет разными лишними предметами: "Вся тесная прихожая была заставлена (у неё) какими-то ведерками, бутылками с водой для полива цветов – она выращивала герани, которые стояли черт знает где, даже на шкафу, не говоря о подоконниках в комнате и на кухне, на разных полочках и стеллажах. На столе в кухне не было живого места: какие-то вазочки, розеточки, дуршлаки, тарелки, солонки, масленки, баночки… как только Светлана увидит где-нибудь свободное место, так сразу туда (ею) водружается какая-нибудь мелочевка вроде её косметички или коробка спичек..."

Характер таких женщин, как Светлана, Юрий Кувалдин показывает через одну психологическую сцену между нею и её мужем, когда тот был её женихом и она набивала себе цену в его глазах.
"Морозов принёс ей три хризантемы. Она в порыве самоутверждения возбужденно заговорила о том, что предыдущий её любовник, на юге, скупил у цветочницы все цветы, принес в гостиницу, где она остановилась, и завалил всю подушку цветами. Ещё бы она рассказала в подробностях, как они обнимались в постели! В этот момент Морозов ощутил себя жалким мышонком... и нырнул сразу, не оглядываясь, в норку метро". У "мышонка" навернулись слёзы на глаза, и у читателей - тоже, от обиды за него и от сочувствия ему.

В каждом рассказе Юрия Кувалдина есть интереснейшие рассуждения автора на разные темы, которые вроде бы не соотносятся с главной темой рассказа, являются некими лирическими отступлениями от неё, но которые льют воду на её мельницу. Есть они и в "Восьми без половины". Например, его рассуждение о "высшей художественности" и об "исключительности" художника, которая достигается им только тогда, когда он абсолютно независим и идёт поперёк всем нормам и правилам, как Андрей Платонов или тот же Федерико Феллини, а зависимые люди могут быть только плагиаторами, и ничего своего, нового, такого, что не было бы калькой, произвести на свет не могут. Юрий Кувалдин принадлежит к категории независимых творческих людей, который идёт в литературе "поперёк всем нормам и правилам", чем порой шокирует неподготовленных читателей. Кстати сказать, и тогда, когда он показывает своих героев во время секса, а в рассказе "Восемь без половины" он не нарушает эту свою "традицию" и показывает их во всей их адамоевинской наготе и неутоляемой страсти:
"У них был период, когда они не вставали с постели по 36 часов (в надежде зачать ребёнка)..."
Светлана "даже рычала в моменты наивысшего подъема божественного действия. Диван трещал под ее вибрирующим существом. Морозов уставал, откидывался рядом на спину и тяжело дышал. У него немели руки, потому что он выполнял гимнастические упражнения словно на брусьях. Но, одержимая ("изящной и диковатой") страстью, Светлана вспыхивала снова и снова, она вся была пронизана сексом. Всё дышало любовью: груди, ноги, руки, подмышки, живот, спина, и то что ниже".
Цитировать дальше я ничего не буду... Чтобы читатели сами добрались до других пикантных мест рассказа... в том числе и до лекции о репродуктивных органах, о сперматозоидах и яйцеклетках, о гормонах тестостерона, об эякуляции, об эпидидимисе, которую читает Морозову и Светлане врач-армянин, прихлёбывая кофе "из позолоченной чашечки". Чехов советовал писателям писать о том, что они знают лучше всего. Когда Леонид Леонов собирался писать роман о русском лесе, он изучил всё лесоводство. А Юрий Кувалдин, который никогда не пишет о том, чего не знает, проштудировал, как мне думается, всю медицинскую литературу и изучил всю сексологию, когда задумал вложить в уста своего персонажа лекцию о репродуктивных органах, чтобы просветить в этой области не только Морозова и Светлану... и заслуживает восхищения и благодарности читателей ещё и за это, а не только за свою высочайшую художественность и исключительность.

На турнире писателей в Лужниках, если бы таковой проводился там, Юрий Кувалдин без всякого сомнения получил бы титул, корону и лавры Короля эротической прозы, да и прозы вообще. Не только за "Восемь без половины".

Нина КРАСНОВА

Subscribe

  • ИДЕАЛ

    Конечно, в стороне, не в тебе же, с печалью перебирая в подробностях особенности своего характера, время позволяет заняться подобной аналитикой,…

  • ЭКЗЕМПЛЯР

    Не будучи в силах вернуться в молодость, старик продолжает молодиться, участвует в молодёжных тусовках, где истинные молодые при нём находятся в…

  • ФАКТЫ

    Начинали бодро, как и всякое поколение, но запал быстро пропал, и как-то незаметно отошли от дел, сначала для того, чтобы просто передохнуть,…

Comments for this post were disabled by the author