kuvaldinur (kuvaldinur) wrote,
kuvaldinur
kuvaldinur

Category:

ЮРИЙ ОЛЕША



Опять перечитываю «Ни дня без строчки» Юрия Карловича Олеши. У него там есть очень важное замечание о предчувствии радости в знакомом, казалось бы, тексте, который ты читаешь заново, который ты, в общем-то, знаешь, но помнишь смутно, и вот предчувствуешь необычное возбуждение при приближении к тому самому месту, которое вызывало когда-то у тебя восхищение и вновь вызовет у тебя восторг. Олеша отмечает слово "оленей" при чтении давно знакомой "Палаты номер 6" Чехова, в самом конце повести, трагическом конце. Я и раньше много раз читал эти заметки Олеши. Олеша первопроходец коротких, в одно дыхание, записей. Он провозвестник живого журнала в интернете, где объясняются столь же кратко, правда, до высочайшего художественного уровня Олеши там никому не достать. ЖЖ - информация, Олеша - художество. Информация не нужна художеству. И даже враждебна. Олеша бросил писать сюжетные вещи. Даже его первая повесть "Зависть", в сущности, бессюжетна. Там важен стиль, художественные особенности текста. Никакой театр, никакой кинематограф не передаст особенности художественного текста. Адекватное переложение текста кинематографом - это показ текста на экране, чтение с экрана текста, букв, слов, фраз, как в интернете. Литература адекватна только в кодировании мира буквами и в дешифровке второй реальности через буквы. Литература - это писание и чтение в одиночестве. Где уже двое - там нет литературы. Олеша - это другая литература. Для немногих, для единиц. Для тех, кто перелагает свою душу в Слово.

 

Юрий КУВАЛДИН


Subscribe

  • БОДЛЕР ТРИФОНОВ

    БОДЛЕР ТРИФОНОВ Александр Трифонов "Злые цветы Бодлера". Холст, масло 90х80 см. 2021 Alexander Trifonov 'Charles…

  • В ЧЕТВЕРГ ДОЖДЬ

    И это правильно, поскольку четверг без дождя представляется не вполне законченным произведением искусства, потому что дождь-то, по идее, должен…

  • МАЛЕР ТРИФОНОВ ХОЛСТ СИМФОНИЯ

    МАЛЕР ТРИФОНОВ ХОЛСТ СИМФОНИЯ Александр Трифонов "4-я симфония Густава Малера". Холст, масло 80х120 см. 2021 Alexander Trifonov…

Comments for this post were disabled by the author