kuvaldinur (kuvaldinur) wrote,
kuvaldinur
kuvaldinur

Categories:

НЕПЕРЕХОДНОЙ НЕТ РОССИИ

Время наше такое хаотическое по проявлению низменной, животной сущности людей, как обычно бывает в России в переходную эпоху, что нужно спешить делать добро. Но в России непереходных нет эпох, как писал князь Петр Андреевич Вяземский.

 

Петр Вяземский

***
Идут ли впрок дела, иль плохо;
Успех, задержка ли в труде?

Всё переходная эпоха
За всех ответствует везде.

Упившись этим новым словом,
Толкуем мы и вкривь и вкось
Как будто о явленьи новом,
Что неожиданно сбылось;

Как будто б новая эпоха
С небес сошла на нас врасплох;
Но со времён царя гороха
Непереходных нет эпох.

С тех пор, что Русь стоит, что люди
В ней кое-как в кружок сошлись,
Варяги будь, или из Жмуди,
Или пожалуй Черемис,

Но всё ж средь общего сожитья
Жизнь приносила цвет и плод,
И поколенья и событья
Свой совершали переход.

Всё переход, всегда теченье,
Всё волны той живой реки,
Которой русло - Провиденье
И нам незримы родники.

Век каждый был чреват событьем,
И на себе нёс след борьбы,
То явно, то глухим наитьем
Проходят Божии судьбы.

И по лицу земли, и в недрах
Её глубоких тайников,
В иссопах дольных, в горных кедрах,
Разросшихся до облаков,

В таинственных пучинах моря,
В таинственном броженьи руд, -
Всё образуясь, строясь, споря,
Проходит переходный труд.

Идёт повсюду разработка
Зиждительных начал и сил,
От хладной жизни самородка
До строя огненных светил.

С неугасаемой любовью,
Так и в духовном бытии
Тому же следует условью
Жизнь человеческой семьи.

И у неё своя работа,
То в потаённой тишине,
То с быстротой водоворота
И грозами внутри и вне.

Без жертвы нравственной свободы,
Но к цели часто тёмной нам,
Идут эпохи и народы
По историческим путям.

Следами путь свой обознача
Эпоха каждая жила:
У каждой были цель, задача,
Грехи и добрые дела.

Событья льются по порядку
Из лона плодотворной тьмы,
Сфинкс времени даёт загадку,
Её разгадываем мы.

Сфинкс этот не давал покоя:
Одну загадку порешат, -
Вторая, третья, без отбоя,
Одни вослед другим спешат.

Вся жизнь в приливе и отливе,
Посев и жатва чередой
Сменяются на Божьей ниве
Под человеческой рукой.

Вперёд, вперёд моя исторья!
Взывал Онегина певец,
Когда просил от муз подспорья,
Чтобы с концом свести конец.

Сей клик труда и упованья -
И человечества есть клик,
Он с первых дней миросозданья,
А не с вчерашнего возник.

К чему ж, скажите, ради Бога,
Мы век свой не в пример другим, -
Когда им всем одна дорога, -
Особым прозвищем честим?

Но вы затем, что сами новы,
Что веры в прошлое в вас нет,
А верить в сны свои готовы
С слепым доверьем детских лет.

Вам, чуждым летописи древней,
Вам в ум забрать не мудрено,
Что с той поры и свет в деревне,
Как стали вы смотреть в окно.

Нет, и до вас шли годы к цели,
В деревне Божий свет не гас,
А в окна многие смотрели,
Которые позорче вас.

1862

Мне так нравится это стихотворение, что я для тех, кто спешит делать добро, по завещания доктора Фёдора Гааза, привёл его полностью.

 

Юрий КУВАЛДИН

Subscribe

  • 19 СЕНТЯБРЯ РОДИЛСЯ СВЯЩЕННИК И ПИСАТЕЛЬ НИКОЛАЙ ТОЛСТИКОВ (1958)

    Юрий Кувалдин В СИМФОНИЧЕСКОМ КОНТРАПУНКТЕ О прозе священника Николая Толстикова Николай Александрович Толстиков Николай…

  • СУТКИ

    Полный круг одного тела вокруг другого, и надобно приглядеться к освещению деревьев, увидев между ними высвеченное поздним вечером величественное…

  • ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ

    Цветы красивые, цветы прекрасные, и в каждом слове расцветает «красное», должно быть, красное, огнеопасное, повсюду прячется, и даже под земной…

Comments for this post were disabled by the author