Юрий КУВАЛДИН
Главному редактору «Независимой газеты» Ремчукову К.В.
Уважаемый Константин Вадимович!
Власти Москвы то ли по недоразумению, то ли специально настраивают против себя еще одну очень большую группу деятелей искусства и культурную общественность Москвы и России. Дело в том, что тайно, закулисно, без уведомления руководства фактически ликвидируется лучшая галерея России, известная в США, Китае, Франции, Японии, Италии, Германии и других странах – выставочный зал «Галерея А3» (А-три). Это не просто галерея, это яркий брэнд (я слово «брэнд» всегда пишу через «э», чтобы не слышался «бред» - Ю.К.), это лицо новой России, ибо здесь проходили самые яркие выставки современного искусства. Не буду перечислить имена, достаточно упомянуть лишь о коллекции всемирно известного коллекционера Александра Глезера (США) художников андеграунда – Лианозовской школы (ЛИАНОЗОВСКАЯ ШКОЛА – условное название сложившегося к концу 1950-х круга российских поэтов и художников, центром которого был художник и поэт Евгений Леонидович Кропивницкий, и куда входили поэты Генрих Сапгир, Игорь Холин, Ян Сатуновский, Всеволод Некрасов, а также художники Оскар Рабин, Николай Вечтомов, Лидия Мастеркова, Владимир Немухин, художник и поэт Лев Кропивницкий, сын Е.Л.Кропивницкого. Круг этот складывался постепенно и спонтанно, в творчестве выступали на первый план не какие-либо единые эстетические каноны или устремления, а общее у всех желание выстроить новую поэтику и выразить себя с наибольшей полнотой: Для «лианозовцев» был характерен повышенный интерес к исканиям товарищей и взаимная поддержка. Решающую роль в становлении «школы», по крайней мере, на начальном этапе, сыграл Е.Кропивницкий, который стал духовным учителем для Холина и Сапгира. Он был своеобразной личностью, органично соединявшей лиризм и скепсис, прирожденным наставником, пробуждавший дремлющий талант, помогавший понять человеку его собственную натуру. Влияние оказывала и сама жизнь учителя.)
Более 20-ти лет Галерею А-3 (А-три) возглавляет выдающийся художник Виталий Копачёв. Именно благодаря его исключительному вкусу и неустанной деятельности по объединению современного русского авангарда Галерея А-3 (А-три) стала истинным бриллиантом на художественной карте России. У Галереи А-3 своё яркое лицо, своя эстетика, свой мир, свой стиль, который ни с кем нельзя объединять.
Объединять А-3 с «Галереей на Солянке», это всё равно что знаменитый, единственный в своем великом эстетическом значении Театр на Таганке объединить с дворцом культуры «Южный» (ЗИЛ). «Галерея на Солянке» - это безликое, разношерстное явление, недоваренный самодеятельный компот, где выставляется всё, что под руку попадется, от мультипликаторов до соцреалистических пейзажистов с избушками и березками. О галерее «Творчество» вообще умалчиваю, поскольку там нет ни стиля, ни направления, ни вкуса.
Я категорически протестую против этого абсурдного, дилетантского, поспешного решения.
В защиту Галереи А-3 в адрес мэра столицы Собянина С.С. направлено коллективное открытое письмо, в котором говорится, что в ноябре этого года новый руководитель московского комитета культуры Сергей Капков подписал приказ о ликвидации юридического лица "Галереи АЗ". Авторы письма отмечают, что вместе с юридическим статусом исчезнет и название галереи, которая имеет долгую историю и является популярной площадкой.
Из письма следует, что власти ЦАО, которые и инициировали данный приказ, решили объединить все выставочные площадки округа. По их мнению, это позволит добиться более эффективной работы выставочных залов ЦАО. Также сообщается, что новость о ликвидации галереи, которая является "единственным некоммерческим учреждением культуры, расположенным в районе Старого Арбата", стала полной неожиданностью для ее руководства.
"Галерея АЗ" была основана в 1986 году как районный выставочный зал. За это время галерея превратилась в государственное учреждение культуры, а в ней прошло около 600 выставок более 3 тысяч российских и иностранных авторов. Галерея известна тем, что дает возможность выставляться молодым художникам. У галереи также есть своя коллекция произведений искусства современных авторов, которая насчитывает около 350 работ.
Более 400 художников, искусствоведов, критиков и журналистов обратились к столичному мэру Сергею Собянину с просьбой не реорганизовывать московский выставочный зал "Галерея АЗ". На официальном сайте галереи опубликовано открытое письмо к градоначальнику, которое на данный момент подписали более 500 человек.
Ошибочный некомпетентный приказ должен быть немедленно отменен.
Юрий КУВАЛДИН, писатель
В культуре: Кино и два миллиона для Андрея Лучина
Некоммерческой галерее А3 на Арбате нужна помощь
Некоммерческой галерее А3 нужна помощь. Фото с официального сайта галереи А3 |
Одна из новостей недели пришла из известной столичной галереи А3: «В ноябре Департамент культуры Москвы и Управление культуры ЦАО подписали приказ о реорганизации столичных выставочных залов, в результате которого под угрозой оказалась известная галерея А3, расположенная на Арбате. Просим всех, кому небезразлична культурная жизнь столицы, оказать поддержку галерее А3, единственному некоммерческому учреждению культуры, расположенному в районе Старого Арбата...» Письмо – а это открытое письмо мэру Собянину – подписали уже более 400 художников, архитекторов, журналистов. Получить комментарий в Департаменте культуры не удалось, но из кругов, как принято называть их, информированных стало известно, что А3 решили соединить с Галереей на Солянке и еще одной, на Таганке. Так, конечно, экономнее вести дела, но еще до прихода в Департамент культуры нынешнего руководителя Сергея Капкова мне приходилось слышать о планах, например, все маленькие литературные музеи, «именные», подчинить Литературному. Тоже удобно. Но лучше ли? Наличие одного учредителя пока ведь никого еще не убеждает в необходимости объединения всех московских или, наоборот, федеральных театров. До революции, правда, имелась Дирекция Императорских театров, но занимались они двумя московскими и двумя петербургскими. Кстати, за последние лет пятнадцать не раз появлялись слухи о возможном возрождении объединенной дирекции для Большого и Мариинского. Вероятно, в едином кандидате не сходились...
Во вторник, 13 декабря, в банке федеральных нормативных и распорядительных актов был размещен документ, по которому правительство дополнительно выделяет 500 млн. руб. на поддержку отечественного кинопроизводства и проката фильмов. Это деньги, обещанные Владимиром Путиным в ходе июньской встречи с классиками отечественной анимации. Две трети этих средств (как и полтора миллиарда, запланированных на кино в бюджете 2012 года) пойдут в Фонд кино, а треть – в Министерство культуры. Глава фонда Сергей Толстиков, комментируя появившийся документ, напомнил, что фонд намерен заниматься полнометражными анимационными проектами и сериалами, тогда как в ведении министерства останутся короткометражные и высокохудожественные проекты.
В четверг, 15 декабря, представители ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция» сообщили о том, что их организация начинает выплаты ветеранам анимации и кино за второе полугодие 2011 года. Напомним, что на июньской встрече аниматоров с Путиным структура ОГК вызвала некоторое недоумение и критику со стороны премьера. «Вас грабят, а вы молчите!» – со свойственной ему прямотой формулировок подытожил глава правительства неуверенные попытки аниматоров и чиновников восстановить хронологию истории: как ОГК вообще возникла, на каких основаниях и ради чего ведет свою деятельность. Сейчас организация готовится к ликвидации. «Тем не менее сумма выплат за второе полугодие 2011 года почти в 2 раза превышает объем авторских отчислений, выделенных за весь предыдущий год (8,7 миллиона против 4,6 миллиона в 2010-м)», – отчитался Василий Шильников, временно исполняющий обязанности генерального директора ОГК.
Наконец, в среду, рассматривая кассационную жалобу, Мосгорсуд принял решение о возврате уголовного дела против директора Центрального академического театра кукол имени Образцова Андрея Лучина в Симоновский суд. Но самое главное – Мосгорсуд изменил Лучину меру пресечения с содержания под стражей на денежный залог. Это решение принято через месяц после обращения во все возможные инстанции прошедшего в Москве съезда Союза театральных деятелей России, после того как накануне выборов за Лучина на встрече с премьер-министром Владимиром Путиным заступился министр культуры Александр Авдеев. Деньги – 2 млн. руб.! – собрали и внесли друзья семьи, но на счет Мосгорсуда в пятницу они еще не поступили, поэтому процедуру перенесли на понедельник, однако едва ли и в понедельник директор Театра имени Образцова выйдет из СИЗО: исполнение решения требует присутствия залогодателя, а его в понедельник в Москве не будет. Так что выход Лучина из СИЗО – после года и трех месяцев, проведенных за решеткой! – случится самое раннее во вторник.