kuvaldinur (kuvaldinur) wrote,
kuvaldinur
kuvaldinur

Category:

НЕ ПРАВЬ ИСТОРИЮ

Не правь историю, не лакируй! Чего многие не понимают, например, даже Кирилл Ковальджи, переправивший свои строчки, искренние, на поздние «мудрые», о чем хорошо как-то на днях высказался чуткий критик Эмиль Сокольский.

Текст Эмиля Сокольского: «В этом году в Кишинёве вышла приятная на вид книжка Кирилла Ковальджи «С улыбкой, грустью и с любовью» (с моим большим предисловием!). Первая часть - эссе о представителях молдавской советской литературы, довольно известных в СССР (Ковальджи прожил в Кишинёве пять лет, - там, кстати, и женился и стал отцом), вторая - краткостишия из книги «Зёрна». Здесь-то и поджидало меня огорчение. Ну зачем авторы исправляют свои старые стихи!..
Вот классический вариант:

Сдуру да смолоду жаждешь
быть непременно любимым, -
после поймёшь: самому
надо любить и прощать.

А вот исправленный:

Сдуру да смолоду жаждешь
быть непременно любимым,
грустно с годами поймёшь:
надо любить и прощать.

С «грустью» изменился смысл, «грусть» как бы обесценила любовь и прощение, они стали вынужденными. То, что нужно не только получать, но и отдавать, - разве грустно?»


Это какой-нибудь Федор Гладков правил свой «Цемент» десятки раз, колеблясь вместе с линией партии. Но ни «Цемент», ни Гладков, ни прочая советская макулатура к литературе не принадлежат. «Советский период» отражает только антисоветская литература: Осип Мандельштам, Евгений Замятин, Андрей Платонов, Абрам Терц, Александр Солженицын, Сергей Довлатов, Юрий Домбровский, Варлам Шаламов, Фёдор Крюков…
Самое любопытное в творчестве то, что когда долго не перечитываешь свои произведения, то открывая их, обнаруживаешь совершенно не знакомый тебе текст, написанный другим человеком в другое время. Это странное чувство говорит мне всегда о том, что я создан по образу и подобию и каждый день ухожу от себя вчерашнего. Вот по этой причине я никогда не правлю свои старые тексты, потому что я не имею права вмешиваться в художественную ткань ушедшего человека.

Юрий КУВАЛДИН

Subscribe

  • НАКОРОТКЕ

    Вечером особенно участились в воображении портреты исчезнувших товарищей, наплывают из глубины провалов памяти один за другим, как будто листаю…

  • БОДЛЕР ТРИФОНОВ

    БОДЛЕР ТРИФОНОВ Александр Трифонов "Злые цветы Бодлера". Холст, масло 90х80 см. 2021 Alexander Trifonov 'Charles…

  • В ЧЕТВЕРГ ДОЖДЬ

    И это правильно, поскольку четверг без дождя представляется не вполне законченным произведением искусства, потому что дождь-то, по идее, должен…

Comments for this post were disabled by the author