kuvaldinur (kuvaldinur) wrote,
kuvaldinur
kuvaldinur

Categories:

А. Г. Макаров. Литературный архив Ф. Д. Крюкова: К вопросу об истории формирования и хранения

А. Г. Макаров

Литературный архив Ф. Д. Крюкова:

К вопросу об истории формирования и хранения

Художественное и литературное наследие Федора Дмитриевича Крюкова не только мало или недостаточно известно современному читателю и исследователю. Сама эта проблема и сложнее, и запутаннее - на сегодняшний день нет полной библиографии произведений писателя, которые печатались в основном в журналах (прежде всего в «Русском Богатстве») и газетах («Русские ведомости» и проч.). Многие публикации последнего периода жизни в годы Гражданской войны в России либо неизвестны, либо труднодоступны, а некоторые, возможно, просто не сохранились до наших дней. Но наиболее серьезной проблемой, пожалуй, является писательский архив Крюкова, история его формирования и хранения в послереволюционное время. С одной стороны, архиву этому повезло: он в более или менее целостном виде пережил все перипетии революции и разрушительной гражданской войны на Дону. Но с другой стороны - он не «дожил» до нашего времени в первоначальном виде. По разным причинам, прежде всего в связи с возникшими в конце 20-х годов слухами относительно причастности Ф. Д. Крюкова к авторству романа «Тихий Дон», архив был в несколько приемов разделен на части, которые хранились и хранятся до настоящего времени в различных местах. Причем сегодня далеко не все материалы крюковского архива доступны или даже известны исследователям. Реконструкция истории хранения писательского архива, поиск новых возможных мест хранения его черновиков, неопубликованных произведений, материалов, собиравшихся Крюковым для своей литературной работы - все это представляет на сегодняшний день первостепенный интерес для исследователей.

 

Первый период существования литературного архива Ф.Д.Крюкова - формирование хранения в семье Асеевых. Летом 1917 года, уезжая в родную свою станицу Глазуновскую, Федор Дмитриевич не мог предполагать, что оставляет Северную столицу, Петроград, навсегда. Поэтому, судя по всему, основную часть своего архива он оставил на попечение своего близкого многолетнего друга еще с юношеских лет, ученого-металлурга, Николая Пудовича Асеева, захватив с собой на Дон лишь незначительную рабочую часть архива. Однако через не­которое время, в связи с революционными событиями и тяжелыми ус­ловиями жизни в Петрограде, на Дон подался и Н. П. Асеев и захватил с собой (очевидно, по просьбе Крюкова) весь его петроградский архив. Надо отметить, что после первой волны советизации Дона зимой-весной 1918 года, когда власть Донского атамана была свергнута красногвар­дейскими отрядами совместно с казаками-фронтовиками, зыбкая связь периферии и центра, судя по всему, восстановилась. Свидетельство этому публикация в одном из последних «свободных» органов печати московской газете «Свобода России» (бывшая «Русские ведомости»), в которой в течение многих лет до революции Крюков печатал свои статьи и очерки, - в апреле-мае 1918 года в нескольких номерах очерка Ф. Д. Крюкова «В углу», ярко повествовавшего о том, как проходило минувшей зимой установление «советской власти» на Верхнем Дону [1].

 

Сюда же на Дон из Петрограда осенью 1918 года переехал Н. П. Асеев с семьей. Он активно участвовал в общественной жизни ставшей тогда независимой Области войска Донского, с весны 1919-го года сотрудничал вместе с Крюковым в издании «Донских ведомостей» - выходив­шего в Новочеркасске «официоза» Донского правительства, исполняя в моменты отсутствия Ф. Д. Крюкова, обязанности редактора. По сви­детельству Марии Акимовны Асеевой, племянницы Николая Пудовича, архив писателя хранился в доме Завьяловой по ул. Атаманской, д. 24, в котором с августа 1918 г. по январь 1920 г. с перерывами жил Ф. Д. Крю­ков. И здесь же, в этом доме, проживал Н. П. Асеев с семьей, отсюда Крюков в декабре 1919г. ушел в отступление с Донской армией и на Кубани в феврале умер от сыпного тифа. В 1920 г. Асеевы переехали в дом на Песчаной, № 4 и прожили там до 1923 г., когда они возврати­лись обратно в Петроград, захватив с собой весь сохранившийся архив писателя [2].

 

Второй период существования архива: сокровенная тайна.

 

Начало следующего периода «истории» крюковского архива связан с публикацией М. А. Шолоховым в 1928 году первых частей роман «Тихий Дон». Возникшие сразу в столичной интеллигентной среде слух о возможном плагиате и о причастности Ф. Д. Крюкова к авторств «Тихого Дона», а также последовавший в марте 1929 года грозный окрик «пролетарских писателей» (инициированный, видимо, сам Сталиным), угрожавший реальными карами за «распространение клеветы» на М. А. Шолохова [3], заставило хранителей крюковского ар­хива предельно ограничить количество лиц, знавших о его существо­вании, а также (судя по некоторым сообщениям) изъять из него все имевшиеся материалы, которые могли как-либо связать вместе твор­чество Крюкова и роман «Тихий Дон», подтверждая тем самым «слухи» о плагиате и компрометируя «видного пролетарского писателя» Миха­ила Шолохова. Для эпохи 30-х - 40-х годов выявление и обнаружение подобных «антисоветских» и «контрреволюционных» материалов, да еще и в непролетарской среде «бывших», было равносильно смертель­ной опасности не только для хранителя документов, но и для всего круга прикосновенных или просто близких знакомых. Этот период «сокровенного» хранения архива длился до середины 60-х годов.

 

Косвенным подтверждением существования в те годы узкого круга, посвященных в «тайны архива Крюкова» людей, может служить рас­сказ Александра Лонгиновича Ильского, который с одной стороны был в свое время причастен к публикации первых частей «Тихого До­на» (он с августа 1927 г. работал техническим секретарем редакции «Роман-газеты»), а с другой - став со временем видным специалистом по нефтедобывающему оборудованию, доктором технических наук, -не потерял интереса к теме, к которой оказался прикосновенен в моло­дые годы. И вот спустя почти полвека, отдыхая в 1976 году в Кисло­водске, он встретился с Виктором Андрониковичем Мануйловым. Об этой встрече имеется рассказ самого Александра Лонгиновича в его письме к В. А. Мануйлову, написанному позднее, в 1990 г.:

 


Subscribe

  • СРАЗУ

    Писать нужно сразу, только увидел перед глазами текст, а мыслю я словами, а не картинками, только побежал перед внутренним взором текст, так сразу…

  • РАССТОЯНИЕ

    Отойди на расстояние, не обращая внимания на взрыв чувств, положительных или отрицательных, потому что с расстояния они могут поменять знаки с…

  • 3 МАРТА РОДИЛСЯ ИОН СТРОЕ

    3 МАРТА РОДИЛСЯ ИОН СТРОЕ Строе Ион Василе родился 3 марта…

Comments for this post were disabled by the author