kuvaldinur (kuvaldinur) wrote,
kuvaldinur
kuvaldinur

Из работы А.Г. МАКАРОВА и С.Э. МАКАРОВОЙ "К ИСТОКАМ «ТИХОГО ДОНА»"

Суммируя высказывания Шолохова (Шолохов - неграмотен; за него приводились высказывания Громославского и др. Т. Е. соавторов - примеч. публ.) о создании романа, можно выделить следующие основные положения его собственной версии:

 

1.  Начало работы — описание корниловского движения в августе 1917 г.

 

2.  Мотив работы — стремление «показать казачество в революции».

 

3.  Объем первоначальной работы: 3-4 п.л. (1932 г.), 5-6 п.л. (1937 г.)

 

4. Прекращение работы: стремление расширить тему, пояснить читателю «почему же казачество приняло участие в подавлении революции».

 

5. Отсутствие на страницах четвертой части центрального персонажа, Григория Мелехова, объяснялось тем, что знакомство Шолохова (с ним Шолохов знаком не был - примеч. публ.) с Харлампием Ермаковым, с которого списана «только его военная биография: «служивский» период, война германская, война гражданская», состоялось лишь в 1926 году.

 

6.  Переход к окончательному замыслу «Тихого Дона» Шолохов (Шолохов - неграмотен; соавторы - примеч. публ.) характеризовал так:

 

«Материала у меня обилие... («Комсомольская правда», 17.8.34), «Устранялись лишние, эпизодические лица. Посторонний эпизод, случайная глава, — со всем этим пришлось в процессе работы распроститься» («Известия», 31.12.37).

 

Прежде всего, в версии Шолохова (Шолохов - неграмотен; соавторы - примеч. публ.) вызывает удивление мотивация: «почему же казачество приняло участие в подавлении революции». Здесь мы сталкиваемся с хорошо знакомыми нам по тексту «Тихого Дона» характерными «соавторскими» чертами.

 

   Слабое знание истории. Казачество не участвовало в подавлении революции в 1917 г., так как никакого «подавления» не было! Наоборот, в июльские дни казачьи полки поддержали ЦИК и Временное правительство (пришедшее к власти в результате революции и опиравшееся на социалистов). Шолохов (Шолохов - неграмотен; соавторы - примеч. публ.), используя представления и штампы советской пропаганды 20-х годов, смешивает понятия революции и гражданской войны и, соответственно, роль казачества в этих событиях.

 

   Противоречивость версии Шолохова (Шолохов - неграмотен; соавторы - примеч. публ.) по отношению к содержанию самого «Тихого Дона». Достаточно перечитать соответствующие главы 4-й части «Тихого Дона», чтобы увидеть: никакого подавления революции не было и не могло быть. Некому было подавлять в 17-м, ибо казачьи полки в той же мере, что и остальные армейские части, были разложены.

 

   Идеологизированное мировоззрение Шолохова (Шолохов - неграмотен; соавторы - примеч. публ.). Представление борьбы казачества в защиту родной земли как участие казаков в подавлении революции показывает восприятие революции Шолоховым (Шолохов - неграмотен; соавторы - примеч. публ.) с позиций советской пропаганды, для которой всякое сопротивление действиям большевистской власти отождествлялось с борьбой против революции, а большевики изображались ее единственными представителями и выразителями.

 

   Внутренняя  противоречивость шолоховской (Шолохов - неграмотен; соавторы - примеч. публ.) версии. В разное время объем выполненной в 1925 г. работы указывался с заметным разбросом.

Противоречия усугубляются в результате анализа «заимствований» в романе. Начав с описания Корниловского движения, Шолохов (Шолохов - неграмотен; соавторы - примеч. публ.) якобы возвращается к истории и жизни предвоенного казачества и работает, исключая «лишние» эпизоды и лица.

Текстологическое же исследование обнаруживает прерывистость и запутанность художественного повествования именно с того места, где первоначальный текст, по словам Шолохова (Шолохов - неграмотен; соавторы - примеч. публ.), «включен» в текст романа. Художественный текст фрагментируется, истончаются либо совсем прерываются отдельные сюжетные линии, выпадают важные персонажи, целые социальные слои (духовенство, купечество, интеллигенция, белое офицерство) полностью исчезают со страниц «Тихого Дона», суживается и упрощается «авторский» взгляд на происходящие (описываемые) события, многоцветие и многоплановость меркнут, тускнеют, упрощается масштаб жизни.

И когда Шолохов (Шолохов - неграмотен; соавторы - примеч. публ.) говорит о кропотливом изучении военной литературы, разборе военных операций, изучении многочисленных мемуаров, об ознакомлении с зарубежными, даже белогвардейскими, источниками, то мы уже знаем, что:

 

  работа с белогвардейскими источниками — прямое, часто случайное включение отрывков из этих воспоминаний в создаваемый текст;

 

  кропотливое изучение военных операций — бездумное, механическое соединение разнородных текстов, вызывающее грубые хронологические и фактические ошибки.

 

И, наконец, важный пункт шолоховской (Шолохов - неграмотен; соавторы - примеч. публ.)  версии — отсутствие в первоначальных набросках Григория Мелехова. Недавняя публикация Л. Колодным («Московская правда», 20 мая 1990 г.) неизвестной главы из «Тихого Дона» показала, что прообраз Григория Мелехова существовал в рукописи с самого начала. Даже его имя — Абрам Ермаков — совпадало с фамилией прототипа. Следовательно, причины отсутствия (или исключения?) центрального персонажа в тексте четвертой части романа иные — не те, что указаны Шолоховым (Шолохов - неграмотен; соавторы - примеч. публ.).

 


Subscribe

  • СМЕХ МУЗ

    Усмехнулся, ако буки ведал с детства, кто-то сверху наблюдал за мною, да столь внимательно, что до сих пор живу под этим взглядом, но тогда не мог…

  • ГРАММАТИЧЕСКОЕ

    Для того, чтобы проститься с письменной речью, есть действенный способ в виде всевозможных устройств, когда о морфологии и синтаксисе можно не…

  • ХУДОЖНИКИ АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВ И ЭДУАРД ДРОБИЦКИЙ

    Александр Трифонов и народный художник России Эдуард Дробицкий. На открытии выставки Александра Трифонова "Шостакович. Болт". В…

Comments for this post were disabled by the author