Надо записать, что в Театре Армии опять отменили спектакль. В малом зале 26 июня 2011 года отменили «Чайку» в постановке Александра Бурдонского. Я пришел, поднялся под купол театра. И там уже сгорбленная старая капельдинерша грубовато сказала: «Идите на "Скупого" в большой зал, "Чайки" не будет». Почему же нет второго состава? Надо спросить у Александра Васильевича Бурдонского. Месяц или два назад так же отменили «Давным-давно» в большом зале, куда меня приглашал Александр Яковлевич Чутко. Но сначала я поднимался к малому залу на узком, маленьком лифте с каким-то слесарем, в руках у которого был огромный разводной ключ. Я подумал, вот сейчас он мне даст по голове этим ключом, и я буду чайкой! Тут я вспомнил стихотворение из только что выпущенного мною «Избранного» Нины Красновой:
Нина Краснова
ЯБЛОЧКО ОТ СТАЛИНА
Александру Бурдонскому
Яблочко от яблоньки упало
Далеко. И внук отца народов,
Внук вождя народов получился
Не похож на деда своего.
Вождь актеров, режиссер Театра
Армии Российского Искусства,
Мельпоменец Александр Бурдонский -
Жизнь свою в искусстве воплотил.
Он работал над собой с пеленок,
Сам себя, как говорится, сделал,
Не служил Царице он Гекате,
А точней сказать - Царице Тьмы.
Если не была бы я поэтом,
Как бы я хотела быть артисткой,
Не из погорелого театра,
А Театра Армии. Ура!
Как бы я хотела быть артисткой
И работать с этим режиссером,
С ним служить Богине Мельпомене
И Театру Армии служить.
Я знал, вскоре выйдет на сцену молодой Треплев и скажет: «Вот тебе и театр. Занавес, потом первая кулиса, потом вторая и дальше пустое пространство. Декораций никаких. Открывается вид прямо на озеро и на горизонт. Поднимем занавес ровно в половине девятого, когда взойдет луна». Скольких таких молодых Треплевых я видел… Впрочем, взглянем на подзаголовок «Чайки», что там Антон Павлович написал? А он написал просто: «Комедия в 4 действиях». Понятно? Комедия! Поэтому я Треплева именую Треплёвым, или, чтобы стало еще яснее, ТреплОвывм, от ТреплО! Он и есть трепло. Самое настоящее. Никогда и ничего он не написал и не напишет. Скольких на своем веку таких Треплющихся юных типов я повидал, заносчивых говорунов. Только они еще не понимали простой истины, что разговор, спор, словесная дуэль - это пустота, поскольку устная речь смертна, её не предъявишь через сто лет в сравнение с произведениями, допустим, самого Чехова. Да и сам театр, по меткому выражения Михаила Козакова, есть рисунки на песке. Вот Антон Павлович и смеётся над этими юными мечтателями, над Ниной Заречной с её львами и куропатками, над Константином ТреплОвым с этими же, им придуманными, львами и куропатками. Тригорин, то бишь сам Чехов, закончил один рассказ и начал другой, тем самым обеспечив бессмертие своей души. Добавлю, литературу делают волы, а не болтуны. Первоначально Чехов так и хотел назвать этого персонажа - «Болтунов».
Юрий КУВАЛДИН