
Удивительное свойство художника видеть то, что обычные люди не замечают. Елена Тюгаева умеет показать нам в обычном необычное. Её художественные открытия совершаются через препятствия. Мне так нравится, что её героям сначала плохо, а потом хорошо, а потом опять плохо, но они стараются преодолеть непогоду, чтобы вырваться к свету. Или мне так кажется. Вот точно, какое чувство вызывает проза Елены Тюгаевой - ожидание просветления. Света может и не быть. Но всею тканью своих произведений она намекает нам, чтобы мы не сходили с ума от чада жизни, что еще не всё потеряно, что не надо пить стакан за стаканом, что всё ещё будет хорошо. В конце концов, художественные литературные произведения пишутся не для извлечения из них конечных смыслов, неких афоризмов или правил поведения, моральных принципов, а для того, чтобы по ним идти, как по жизни, но другой жизни, тебе не знакомой, и загадочной. Елена Тюгаева очень талантливо преподносит нам свою жизнь, размножив её на многочисленных персонажей. Я ей в письме недавно написал: «Вы очень хорошая писательница, честная и художественная». Вот главное сочетание в писателе: честность и художественность. Честность по отношению к созданному тобою миру. Как Франц Кафка честен по отношению к своему запредельному миру. Художественность в каждой твоей фразе, в каждом слове, в каждой букве. Потому что ты должен делать всё не так, как в жизни, а по-своему. Создать свой единственный и неповторимый мир. И этот мир создан Еленой Тюгаевой. Вообще, перелицовка является одним из основных признаков таланта, перелицовка, слово, которое мне нравится, а можно сказать общепринято - перевоплощение. Перелицовка звучит без пафоса, а значит художественно.
Юрий КУВАЛДИН