kuvaldinur (kuvaldinur) wrote,
kuvaldinur
kuvaldinur

ПЕРВЫЙ РУССКИЙ АВАНГАРД ВАСИЛИЯ КАНДИНСКОГО


Владимир Скребицкий и Юрий Кувалдин

В Доме-музее Марины Цветаевой в Борисоглебском переулке, дом 6, 14 мая 2010 на творческом вечере писателя Владимира Скребицкого было представлено эссе «Русский дом в Мюрнау» и показан фильм, созданный самим Владимиром Скребицким и его сыном Иваном, «Синий всадник» (о жизни Василия Кандинского и художников, входящих в объединение "Синий всадник", в городе Мюрнау в период с 1908 г. по 1914 г.).
Владимир Скребицкий подробно рассказал о возникновении замысла фильма и о процессе его создания.

В августе 1908 года Василий Кандинский и его ученица и подруга Габриэла Мюнтер приехали в маленький городок Мюрнау, примерно в двух третях пути между Мюнхеном (70 км) и альпийским курортом Гармиш-Партенкирхе. Городок и сейчас, через 100 лет, не сильно переменился: те же горбатые улочки, из которых центральная - Марктштрассе - спускается с холма, именуясь в этой части Обермаркт, немного выполаживается, образуя центральную площадь, на которой стоит ратуша, колонна Святой Девы Марии и неподалеку церковь Святого Николая, затем спускается (уже как Унтермаркт) в низину, где за окраиной города начинаются знаменитые Мюрнауские болота, которые тянутся на много километров, аж до самых Альп. В доме Кандинский разрисовал все, что было только возможно: лестницу, двери, комод… Одной из любимых его тем всегда были всадники… Тема всадника, побеждающего Змея, проходит по многим полотнам Кандинского. Интересно, что этот образ в какой-то мере является символом Мюрнау: мы видим его скульптурную фигуру на центральной площади города… И пастернаковский Юрий Живаго несет в себе образ рыцаря, спасающего деву: “И увидел конный, / И приник к копью, / Голову дракона, / Хвост и чешую…/ Посмотрел с мольбою / Всадник в высь небес / И копье для боя / Взял наперевес”. В 1911 году произошло еще одно важное знакомство. Кандинский и Марк побывали в Мюнхене на концерте, где исполнялись произведения Арнольда Шенберга: струнный квартет (оп. 10) и произведения для фортепиано (оп. 11). В музыке Шенберг был в каком-то смысле похож на Кандинского. Он старался уйти от традиционного музыкального письма и создать новый музыкальный язык. Музыка Шенберга произвела на Кандинского большое впечатление, и под этим впечатлением он написал одну из своих знаменитых абстрактных композиций. И еще об очень многом из жизни гениального Василия Кандинского и его сподвижников рассказал на вечере Владимир Скребицкий.

После просмотра фильма «Синий всадник» Лидер Третьего Русского Авангарда художник Александр Трифонов остановил внимание собравшихся на основополагающей роли Василия Кандинского в создании Русского Авангарда. Писатель Юрий Кувалдин подчеркнул в своем выступлении интеллектуальную и художественную целостность всего творчества Владимира Скребицкого, и этот великолепный фильм был им воспринят как текст, продолжающий развивать мотивы романа "Вокруг чайного стола" и примыкающих к нему рассказов и эссе.

В заключение вечера в зале приемов музея был дан большой банкет в честь Первого Русского Авангарда и его лидера Василия Кандинского.

Юрий КУВАЛДИН

Subscribe

  • Татьяна Озерова ПОДОЖДАТЬ ДО УТРА рассказ

    Татьяна Озерова ПОДОЖДАТЬ ДО УТРА рассказ Николай Иванович, красивый и крепкий семидесятилетний мужчина десять лет назад потерял…

  • ПРОГРАММА

    Каждый день поглядывал на одну и ту же почку на кусте у подъезда, выявляя малейшие изменения на ней, поначалу она молчала, но потом заинтересовалась…

  • ВАЛЕРИЮ ТОДОРОВСКОМУ 59 ЛЕТ

    Великолепного художника умного кино Валерия Петровича Тодоровского поздравляю с 59-летием (родился 8 мая 1962 года), желая при этом…

Comments for this post were disabled by the author