kuvaldinur (kuvaldinur) wrote,
kuvaldinur
kuvaldinur

Category:

ШАТРОВ (1932-2010)



ШАТРОВ (1932-2010)


На снимке: Михаил Шатров и Юрий Кувалдин (2005).


Я довольно хорошо знал Михаила Филипповича, частенько пересекался с ним, бывал у него в Доме на набережной в 80-е вдохновенные годы, приглашал на выставку художника Коли Недбайло в Ленком к Марку Захарову. Даже был доверенным лицом Михаила Филипповича в 1989 году на выборах в народные депутаты, хотя говорил ему, что дело писателя писать, тихо, в чулане. Шатров смотрел на меня сквозь толстые очки как на идиота. По природе своей Михаил Шатров не был писателем. Он человек из породы живущих при жизни. Поэтому гремел именно при жизни. Почти все театры СССР ставили его пьесы в перестроечный и постперестроечный периоды… А потом Михаил Филиппович перешагнул, когда разрешили, прямо в бизнес. Возвёл громады зданий на Красных холмах по-над Москвой-рекой вместе c Домом музыки…

Юрий КУВАЛДИН


Михаил Филиппович Шатров (3 апреля 1932 год, Москва, Сокольники - 23 мая 2010 года, Москва, Дом на Набережной) - сценарист, драматург, публицист. Награждён орденами Трудового Красного знамени (1982), Дружбы народов (1984), орденом Петра Великого (2005), является лауреатом Государственной премии СССР (1983). 
Родился в семье инженера Филиппа Семёновича Маршака (1900-апрель 1937, расстрелян) и учителя немецкого языка Цецилии Александровны Маршак (арестована в 1949 году, амнистирована  23 сентября 1954 году). Старший брат Семён Филиппович Маршак прошёл офицером-артиллеристом почти всю войну от Сталинграда до Кёнигсберга, орденоносец. Сестра отца Нина Семёновна была женой члена ЦК ВКП(б) Алексея Ивановича Рыкова. О родстве с С.Я. Маршаком говорить не любил.
1937 год - арест отца (о расстреле в том же году семья узнала только после реабилитации в 1956)
1940 год - поступил в школу.
1942 год - эвакуация в Самарканд
1944 год - возвращение в Москву. В школе был зам. главного редактора школьного рукописного журнала «Наше слово», секретарём комсомольской организации до ареста матери в 1949 г. Учителя, чтобы помочь, собрали слабых учеников младших классов и предложили заниматься с ними, а родители ребят приносили хлеб и картошку.
1950 год - отъезд к родственникам в Тюмень, в надежде на свидание с матерью (она отбывала наказание в Красноярском крае). Поставил с успехом в школьном драмкружке «Два капитана» В.Каверина.
1951 год - окончание школы в Москве с серебряной медалью, поступление в горный институт. Выбор института был обусловлен бесплатным обмундированием и возможностью дополнительного заработка (на практике работал бурильщиком). Ректор горного института не побоялся взять «сына врага народа», но поставил условие - наличие медали.
1952 год - первые литературные опыты (рассказы, сценарии), публикации в газете «Горная Шория».
1954 год - пьеса из школьной жизни «Чистые руки», где главный отрицательный герой – секретарь комсомольской организации. Пьеса была поставлена на сцене ТЮЗа. С лёгкой руки режиссёра Павла Владиславовича Цетнеровича, появился псевдоним Шатров (так звали любимого героя автора).
1956 год - премьера второй пьесы Шатрова о молодежи - «Место в жизни».
Драматург еще не раз обратится к теме молодёжи в пьесах «Современные ребята» и «Лошадь Пржевальского».
Большую известность Михаилу Шатрову принесли историко-революционные пьесы - «Шестое июля», «Большевики», «Революционный этюд», «Так победим!». Об этих произведениях спорили, их запрещали. они всегда вызывали острый интерес публики. В этих пьесах Шатров стремился очистить идеи революции, представить «социализм с человеческим лицом», и его главного созидателя - Ленина. Исторические персонажи у Шатрова говорят то, о чем в те годы большинству приходилось молчать.
1960 год - знакомство с кинорежиссером Михаилом Роммом вызвало желание создать в кино и театре образ Ленина без идеологической подоплёки, а как реального живого человека, способного чувствовать, ошибаться (документальная драма «Шестое июля» и снятый по ней фильм). Обвинения в искажении исторической правды, подтасовке документов, ревизионизме привели к тому, что драматург на долгие годы отошел от историко-революционной тематики. Только в конце 70-х он вновь к ней возвращается: «Синие кони на красной траве» («Революционный этюд»), «Так победим!», «Диктатура совести», «Дальше... дальше... дальше!».
1986 год -  избрание секретарем правления  Союза театральных деятелей (СТД). М. Шатров начал добиваться осуществления своей заветной мечты - создания в Москве большого международного культурного центра, который объединил бы под одной крышей все возможные виды искусств: театр, живопись, музыку, кино, телевидение, литературу. Эта идея понравилась и другим секретарям СТД - О. Ефремову, К. Лаврову, М. Захарову, В. Шадрину. Работу пришлось начинать с нуля. Сначала команда работала без денег, ради идеи.
В 1987 году было подписано постановление Моссовета о резервировании под строительство участка земли на набережной Москвы-реки напротив Новоспасского монастыря. Проект будущего Культурного центра разработали прекрасные театральные архитекторы Ю. Гнедовский, В. Красильников, Д. Солопов.

1988 год – посещение выставки знаменитого андеграундного художника Николая Недбайло в театре Ленком.
1992 год - М. Шатров выезжает по приглашению Гарвардского университета в США. Там им создана последняя пьеса «Может быть» специально для знаменитой английской актрисы В. Редгрейв и поставлена в Королевском театре Манчестера.
С 1994 года М. Шатров всецело сосредотачивается на строительстве культурного центра. В связи с этим, а также после трагических событий октября 1993 года в его творческой жизни наступила пауза. Осенью 1994 года было создано ЗАО «Москва - Красные Холмы», которое М.Ф. Шатров возглавил в качестве президента и председателя совета директоров. 20 июля 1995 года был заложен первый камень Российского культурного центра «Красные Холмы», который открылся в 2003 году.
23 мая 2010 года Шатров Михаил Филиппович умер на 79 году жизни от сердечного приступа в своей квартире в Доме на Набережной. Похоронен на Троекуровском кладбище.
"Нельзя предавать идеалы своей юности" - любимая фраза драматурга. Это он завещал сегодняшнему зрителю.
Subscribe

  • КОМНАТА

    Человек входит в комнату спокойно, не волнуясь, что в ней он будет заключён навсегда, то есть в отношении входа и выхода он вполне свободен, как…

  • САМОЕ СИЛЬНОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ

    Карл Юнг считал основой личности эго, своё собственное я, а Федерико Феллини считал личность метафорой бессознательного, то есть художественным…

  • НАКОРОТКЕ

    Вечером особенно участились в воображении портреты исчезнувших товарищей, наплывают из глубины провалов памяти один за другим, как будто листаю…

Comments for this post were disabled by the author