kuvaldinur (kuvaldinur) wrote,
kuvaldinur
kuvaldinur

ЗА ШИВОРОТ В ЛИТЕРАТУРУ



На снимке (слева направо): Сергей Иванович Михайлин-Плавский и Ваграм Борисович Кеворков. Фото Юрия Кувалдина.

Иногда случаются вещи выдающиеся. Например, Ваграм Кеворков на склоне лет взял в руки авторучку и лист бумаги и стал писать. Именно ручку с бумагой он взял, как в XVIII  или в XIX веке, потому что ни печатать на машинке, ни работать на компьютере он не умеет. И вот я его познакомил с Сергеем Ивановичем Михайлиным-Плавским, и Ваграм Борисович Кеворков абсолютно гениально написал о нём: "С.Михайлин-Плавский куда более народен многих именитых деревенщиков наших. У В.Белова, В.Распутина и других замечательных писателей авторское присутствие насыщает всю ткань произведения, даже персонажи порой пронизаны личностью автора. У Плавского (до чего же точно "прилепил" это "Плавский" Ю.А.Кувалдин, уж и Михайлиным называть не хочется, куда ловчей - Плавский; "Михайлиных много, будете Михайлин-Плавский") ощущение фотографии или рисунка с натуры. Сфотографировал - и готово дело. И персонажи готовенькие, и нечего пропускать их через авторское сердце, как есть так и есть!.. Обманчивое ощущение! Действительно, рассказы Михайлина-Плавского производят впечатление одномоментно списанного с натуры. И только вчитавшись, поймешь, что все это подсмотрено, наблюдено автором в течение жизни, собрано, обработано, осмыслено им, организовано, взято из самых разных пластов времени и сведено в единый рассказ или миниатюру даже. Но сделано это так тонко, с таким неуловимым глубинным мастерством, что можно подумать: везет же человеку, списал все с натуры. Да, натура у Плавского первостепенна, но всегда обработана. "Музыку сочиняет народ, а мы, композиторы, ее только оранжируем". Так и Плавский. Он берет из жизни увиденное и оранжирует. Оттого у него всегда такая живая жизнь, и все у него народно, как "Камаринская" Глинки".
В этом и есть одна из моих великих функций: хватать первых попавшихся людей на улице и вталкивать за шиворот их в великую русскую литературу.

Юрий КУВАЛДИН
Subscribe

  • ОТТЕНКИ

    Пакля вбита в бревенчатый сруб, холод неба бьёт отблеском губ, перламутровый ультрамарин с ржавой охрой коснулся седин, абрикосовой замшевой…

  • В СТРОГОСТИ

    Кто бы что ни исповедовал по поводу творчества, я придерживаюсь воззрения ежедневного занятия по расписанию, в одно и то же время чтения классики и…

  • ВЫСОЦКИЙ

    ВЫСОЦКИЙ Владимир Высоцкий и Геннадий Ялович исполняют этюд «Беспризорник» в школе-студии МХАТ. 30 мая 1957 года. На…

Comments for this post were disabled by the author