Сан-Сан, Игорь Снегур, Александр Трифонов, Александр Глезер.
Помню, в середине 80-х годов в Москву из США реактивно ворвался знаменитый коллекционер Александр Глезер. Мы его встретили достойно с редакторами издательства "Московский рабочий" в старинной квартире на улице Мархлевского. После десятилетий советского ига, запрета на всё новое и мало-мальски умное, когда накладывался запрет на авангардное искусство как таковое, приезд Глезера открыл нам глаза на мир, как будто мы вышли из подполья. Явление Александра Глезера я бы назвал теперь по-островски, по его "Грозе" - луч света в темном царстве. Жизнь тогда понеслась с невиданной скоростью. Мы опасались, что Перестройка выйдет той же оттепелью и закончится так же стремительно, как и началась. В 1991 году я этот конец ощутил физически, когда мне, едущему по Горьковскому шоссе в типографию в Электросталь, навстречу шла колонна танков. "Ну, вот и всё!", - подумал я и прибавил газу... Слава Богу, Ельцин этими же танками положил конец тупым хасбулатам-руцким...
Пожалуй, давно таких ярких, пестрых, светящихся выставок не было в Москве. И вот в честь 20-летия лучшей авангардной галереи А3 такая выставка состоялась. На открытии присутствовали патриархи художественной жизни страны и мира: Александр Глезер, Игорь Снегур, Татьяна Назаренко, Ольга Победова… Инициатор выставки неутомимый творец хлебниковских форм в живописи Виталий Копачев собрал на Арбате, в Староконюшенном переулке весь московский бомонд. Стремительно на солнечном фоне летели птицы нонконформиста и рецептуалиста Александра Трифонова, поэтически вторил ему Евгений Гороховский, четким современным супрематизмом рифмовался с ними Сан-Сан… Всё это можно назвать одним словом - Пир! Пир свободных художников в свободной Москве новой России.
Юрий КУВАЛДИН